понедельник, 21 февраля 2022 г.

Пеленать или нет? Вот в чем вопрос!

Автор: Мухорамова Н.Р., инструктор по уходу за новорожденным

У родителей часто возникает вопрос «Пеленать ли ребенка?». В интернете присутствуют ошибочные убеждения на эту тему. Пеленание считают устаревшим из серии «бабушкины сказки». В 21 веке распространилась идея – давать ребенку свободу. Пеленки расцениваются как ненужные ограничители для движений ребенка и его полноценного развития. Некоторые родители даже не покупают ни одной пеленки в качестве приданого для будущего малыша. Давайте подробнее рассмотрим мифы о пеленании, имеют ли они веские обоснования для  существования, а также причины, по которым-таки стоит пеленать своего малыша. 

Миф №1. Пеленание уже устарело

Испокон веков наши предки пеленали детей, поскольку это помогает мягкой адаптации новорожденного ребенка к новому пространственному объему после тесных внутриматочных условий, формирует благоприятное впечатление об окружающем мире. У детей, которым воссоздают условия внутриутробного комфорта, психика и нервная система развиваются лучше. Следовательно, пеленание решает конкретные задачи, независящие от того, в каком веке мы живем, ведь физиология человека кардинально не изменяется.

Итак, речь идет о физиологически корректном пеленании малыша.

Только в этом случае пеленание будет благоприятно влиять на малыша. Неправильное пеленание пользы не принесет, может даже навредить. Например, встречается мнение, что ребенка нужно пеленать в полный рост, столбиком, выпрямив ножки и растянув руки по швам. Такое пеленание применялось в Советском Союзе, чтобы ножки были ровные.  Этот способ не физиологичен и дискредитировал саму идею пеленания. До сих пор некоторые «специалисты» рекомендуют пеленать «по фасончику», «солдатиком». К таким «специалистам» относится автор метода «Материнская этика», где помимо тугого пеленания рекомендуется как можно меньше носить детей на руках, даже в случае плача брать не дольше, чем на 3 минуты, не укачивать, реже прикладывать к груди, давать пустышку, раздельный сон и другие вредительские идеи. Несложно сделать выводы о том, что автор некомпетентен в вопросах детской психологии и физиологии.


Миф №2. Пеленание нужно только для экономии на одежде

Пеленка становится первой одеждой новорожденного. Дело не в экономии на покупке бодиков и комбинезонов. Запеленать ребенка – это несколько выверенных движений, когда не нужно тянуть одежду через голову, продевать крохотные ручки и ножки в рукава и штанины, что тревожит малютку в отличие от пеленания, которое легко и просто реализовать с комфортом для малыша.


Миф №3. Новорожденному ребенку нужна неограниченная свобода движений

Родившийся ребенок еще не осознает свое тело. Руки и ноги его не слушаются. Координация движений отсутствует. В матке было тесно, пространство там сильно ограничено, хаотичных взмахов не сделать. После родов внешние условия для малыша сильно меняются, он попадает в новый пространственный объем, который ничем не ограничен, машет руками-ногами и натыкается на пустоту. Это его пугает. Беспокойного незапелёнутого ребенка неопытной маме сложнее держать на руках, неудобно приложить к груди и уложить спать. Важно вернуть ему привычное ощущения телесной тесноты. Пеленание помогает ребенку ощутить границы своего тела, приобрести чувство опоры и избежать возникновения чувства тревоги и опасности.
Если заснувший ребенок не чувствует никаких ограничений в виде объятий матери или пеленки, спонтанные двигательные акты — наследие внутриутробной жизни — приводят к тому, что он начинает вздрагивать, будить себя, что лишает его полноценного сна и отдыха.

Миф №4. Некоторые дети не любят пеленки и норовят из них выбраться

Распространенная причина отказа матерей от пеленания – подтягивание ребенком ручек к лицу. Мамы воспринимают это как желание выбраться из пеленки, что не соответствует действительности. Ребенок хочет принять комфортную для него эмбриональную позу. Внутриутробно у него руки не выпрямлены по бокам, а находятся как раз в согнутом положении у лица. Поэтому малыш поднимает ручки к лицу, складывает их под щечку и больше никаких других поползновений, чтобы выбраться из пеленки, не совершает.

Установки в голове мамы тоже определяют успешность пеленания. Когда есть идея, что ребенку не нравится пеленание, что ему неудобно и хочется свободы, ничего не получится. Как только появляется понимание важности и удобства пеленания, то уже не кажется, что ребёнок плачет из- за пелёнки.

Успешность и корректность пеленания также зависит от ловкости движений и уверенности мамы. Пеленание – нарабатываемый навык, которому обучаются. Со временем мама замечает, что стоит ребенка запеленать, придав физиологически обусловленную позу, он сразу успокаивается и его легче уложить спать.
    

Миф №5. Пеленание мешает своевременному моторному развитию

Пеленание не равно тугое связывание, оно не препятствует совершению ребенком привычных движений руками и ногами. Моторное развитие младенца зависит от комплекса факторов, от того насколько весь уход за малышом физиологически адекватен, а в этот комплекс входит грудное вскармливание, физический контакт с мамой, корректный холдинг и другое. Кроме того, малыш не лежит запелёнутым круглые сутки. Мама, обучившаяся искусству ношения ребенка на руках, пеленает его только на то время, когда он спит отдельно от нее. Такие сны бывают нечасто, т.к. младенцы первых месяцев жизни без преувеличения живут на руках мамы. Мамины объятия препятствуют резким нескоординированным движениям рук и ног, создают для малыша знакомое ощущение внутриутробного комфорта, что благотворно влияет на самочувствие и нервную систему. Пеленание приходится не на весь период младенчества, а только на возраст 0-3 месяца, позже применяется ситуативно. В период 1-3 месяца ребенок «выходит из пеленок», перестает вскидываться. Для сохранности психики важно, чтобы ребенок самопроизвольно вышел из пеленок, когда к этому готов, не раньше.

Резюме

Полный отказ от пеленания приводит к неблагополучной адаптации младенца к новому пространственному объему. Это означает – неадекватное отношение к пространству, нарушение пространственной ориентации и координации, боязнь открытых пространств, неблагоприятное впечатление об окружающем мире. Наверняка, вы вспомните таких людей из окружения, которые ходят, собирая по пути углы. Это связано с неадекватным восприятием тела, его габаритов, и неадекватной ориентацией в пространстве. Кроме того, отсутствие мягкой адаптации к внеутробной жизни, могут стать причиной неблагополучного развития психики и нервной системы ребенка.
Таким образом, когда речь идет о нашей биологии, не встает вопрос о целесообразности пеленания или других аспектов ухода за ребенком. Поэтому так и хочется сказать: «Дорогие мамы, материнству нужно учиться!». Тогда разнородная информация в Интернете не будет сбивать вас с толку и ваш ребенок получит возможность расти здоровым.

1 комментарий:

  1. Отличная статья! Спасибо, что освещаете такие вопросы!

    ОтветитьУдалить

Цивилизованное общество и утрата материнской иерархии

Сообщение подготовила студентка курса "Материнское искусство" Е.А. Душина Живые существа, ведущие групповой образ жизни, обязатель...