Ошибки в воспитании детей грудного возраста

Автор: Ж.В.Цареградская, психолог-перинатолог, 1998 год, опубликовано в детской городской газете "Наш Аист".

Никто из нас без специального образования и подготовки не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструктора родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни. Довольно многие родители и «духовные акушеры» абсолютно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что происходит с ребенком во время вышеперечисленных процедур. Чтобы объяснить суть этих процессов, мы должны в первую очередь рассказать о происхождении стресса и его значении для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста тоже отражено в его генетической программе и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может дистресс (сверхсильный стресс), который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка дистрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие дистресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е.В.  (Науменко Евгений Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, годы жизни 1929 – 1994) и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов в это время могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относил к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является дистрессом и приводит к нарушениям в развитии головного мозга и психики ребенка.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал, и он полностью зависит от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качество жизни уже взрослого человека начиная с физического здоровья и заканчивая психической полноценностью и адекватным поведением. Характер физических заболеваний, нарушения в психике и поведении, профессиональные наклонности – результат успешного или неуспешного развития и воспитания на самых ранних стадиях жизни. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой. 

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него, и в том числе престарелых родителей.

Условно ошибки в воспитании грудных детей, наиболее распространенные сегодня, можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме того, приводит ко множеству других нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной систем. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна была формироваться у человека в норме. В некоторых западноевропейских странах строго запрещено рекламировать и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание - единственно возможный выход;

отсутствие совместного сна с мамой; укладывая ребенка спать в отдельную кроватку, мать лишает его своей поддержки в то самое время, когда она ему наиболее необходима, ведь во сне человек беззащитен; маленький ребенок в свою очередь даже во сне чувствует, рядом его мать или нет;

ограничение в пребывании на руках лишает ребенка так необходимого ему физического контакта с мамой и, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Выполнение рекомендации «не приучать ребенка к рукам» пресекает стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений; 

неправильное применение «памперсов». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Поэтому высаживание — это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того, постоянное ношение «памперсов» приводит к нарушению контроля над мочеиспусканием и может стать причиной энуреза, а также причиной бесплодия как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством;

ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни, открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты;

динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Результатом таких занятий может стать полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого, чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что ведет к ограничению их подвижности в более старшем возрасте; также утрачивает гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается координация и пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и блокирует развитие чувства опасности;

проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка дистрессом со всеми вытекающими последствиями. 

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (первые 3 года жизни), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще «лучше» делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять идей взрослых о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью растоптано и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Если такие чувства испытывает взрослый человек, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект: при проныривании из-за задержек дыхания содержание кислорода в крови, необходимое для развития головного мозга, значительно понижается и возникает гипоксия. Если развивающемуся мозгу не хватает питания, процессы его роста и развития тормозятся.  Таким образом, проныривание имеет два опасных последствия — гипоксию и дистресс. Неблагоприятные последствия этой методики демонстрирует тот факт, что среди  грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца) и аспирационной пневмонии.

Родители, помните! Ваши действия по отношению к ребенку первого года жизни не должны быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении. Он может выразить протест только криком, болезнью или смертью.


7 комментариев:

  1. Читаю и сердце замирает..
    Вижу и свои ошибки, пытаюсь их замазать уходом и гв. А какого тем малышам, мамы которых не осознают сделанных ошибок :(
    Не понимаю, откуда идёт такая мода на детоубийство и почему это так популярно :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Детоубийство - это результат глубочайшей деградации общества. Как-то даже неуютно от осознания, насколько низко мы нырнули, фактически НА ДНЕ!

      Удалить
  2. Страшно осознавать масштабы того, как сильно калечат детей во всем мире, ведь многие из перечисленных методов очень популярны: грудничковое плавание, динамическая гимнастика, ИВ, подгузники, раздельный сон… К большому сожалению, родители не осознают отдаленных последствий своих действий. В одной соц.сети недавно была история про девочку-подростка, которая сорвалась с высокой скалы, куда она бесстрашно залезла будучи совершенно одна и в итоге едва выжила. Мама девочки родила ее в воду и с детства практиковала динамическую гимнастику, вот и вырос ребенок с отсутствием страха высоты и желанием забраться куда повыше. Последствия ужасны – маловероятно, что девочка, став взрослой, сможет самостоятельно родить, т.к. были раздроблены кости таза, крестец.

    ОтветитьУдалить
  3. Всем родителям к прочтению! Информация к размышлению.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Вот до чего довела вседозволенность и ВЫБОР КАЖДОЙ МАМЫ, как ей растить и воспитывать своего ребенка. Действительно, хочешь вырастить психопата или больного человека - выращивай! почему так? я не понимаю. Вместо похвалы и понимания от общества такой маме надо "дать поленом по голове", чтобы голова на место встала. Учиться нужно и понимать последствия своих ошибок, а не играть в игры с организмом собственного ребенка!

    ОтветитьУдалить
  5. Беззащитный, маленький, абсолютно зависимый и беспомощный ребёнок ожидает чуткой и внимательной мамы рядом, грудного молочка и спокойной атмосферы во время сна и бодрствования.
    Появление новорожденного в комнате преображает семью и само пространство, оно наполнено ароматами и сладкими причмокиваниями младенца.
    Конечно, без помощников и грамотного обучения молодой маме трудно разобраться, что польза, а что откровенный вред для её ребёнка, так как очень уж много дезинформации вокруг. И эта дезинформации направлена на самые святые чувства родителей о здоровье и развитии своего ребёнка. Поэтому над каждой процедурой, вещью, предлагаемым занятием или игрушкой заботливым родителям нужно думать о последствиях, а что если... Очень жаль, что так много опасностей окружает новоиспеченных родителей и новорождённых детей.

    ОтветитьУдалить
  6. С большим сожалением сама вспоминаю первый месяц моего малыша. Свою глупость и материнскую дремучесть, что сильно сказалось на здоровье ребенка. Сейчас гребу всеми четырьмя лапами в обучение материнству и стараюсь обучать биологическому уходу и кормлению грудью других женщин.
    В ходе общения с мамами наблюдаю общее снижение интереса к выращиванию здоровых детей. Вероятно, пока петух не клюнет, не перекрестятся. Многих уже клюнул и торопятся изучать информацию. В таком случае я в первую очередь буду предлагать эту статью к прочтению.

    ОтветитьУдалить

Цивилизованное общество и утрата материнской иерархии

Сообщение подготовила студентка курса "Материнское искусство" Е.А. Душина Живые существа, ведущие групповой образ жизни, обязатель...