пятница, 11 июля 2025 г.

Мамам и беременным об особенностях маленького ребенка

Каждая мама должна знать, что именно ОНА закладывает своим уходом базовое здоровье и степень развития ребенка. Но у современных мам нет понимания, что такое базовое здоровье и под влиянием чего оно формируется. Детеныш человека рождается на свет незрелым, этому не нужны научные подтверждения - достаточно взглянуть на новорожденного. Соответственно, каждой маме необходимо с первых дней жизни ребенка учиться уходу, знать его возрастные особенности и физиологию.

Что важно знать каждой маме:

    • Эмбриональные клетки присутствуют в организме младенца до 3-х лет, это говорит о том, что он незрел, а это, в свою очередь, накладывает определенные требования на обращение матери с малышом, предъявленные биологией.

    • Скелет новорожденного на 70% состоит из хрящевой ткани, это необходимо для его дальнейшего роста, соответственно, маме необходимо обучиться правильному ношению младенца на руках, освоить хваты и позы для кормления.

    • Все внутренние органы новорожденного являются морфологически и функционально незрелыми, соответственно, чтобы они нормально росли и развивались им нужен строительный материал – материнское молоко, в противном случае возникают функциональные расстройства, которые в последствии преобразуются в хронические заболевания.

    • Процесс развития нервной системы (НС) и головного мозга (ГМ) определяется наследственной программой, а также впечатлениями, опытом и обучением: врожденное ожидание получения опыта извне, получение определенной доли ощущений и определенной доли стимулов. От стимулов зависит развитие НС и ГМ, их не должно быть больше или меньше. Именно мама является первым стимулом для ребенка, ее действия и забота о нем.

    • Наследственной программой жестко определена очередность развития зон ГМ и максимальный объем, а степень их развития определяется действием внешних стимулов. Пример: включилась «моторная» зона ГМ и тут важно дать ребенку возможность бегать и прыгать, но если вместо этого его посадить в коляску, то эта зона не сможет развиться с должной степени, потому что стимулов не хватает.

    • На первом году жизни идет активный рост ГМ и развитие НС: увеличиваются размеры клеток ГМ, образуется огромное количество нервных связей, а это значит, что уход и грудное вскармливание являются решающими именно в этом возрасте.

    • Основной период миелинизации нервных волокон происходит в течение первых 6 месяцев жизни, к 2-м годам практически все нервные волокна должны быть миелинизированы. Грудное молоко содержит вещества, которые принимают активное участие в миелинизации, и мамы, учитывая этот факт, должны кормить своих детей грудью, чтобы обеспечить нормальное развитие их нервной системы.

    • На развитие ребенка требуется большой энергетический потенциал, который он берет в основном от мамы. Потребление энергии для развития его организма строго рассчитано в каждый момент времени, если случается, что организму требуется потратить энергию на что-то другое (например, раннее развитие, поведение мамы, не соответствующее его врожденным ожиданиям), то тогда для нормального развития его организма энергии не хватает, из-за чего возникают отклонения в развитии. 

    • Каждый орган развивается не одновременно, а в определенной очередности, переключаясь с одной зоны на другую. Раннее развитие – это торможение развития, так как мы перебрасываем энергию на другие цели.

    • В самом раннем возрасте стимуляция органов чувств ребенка полностью зависит от его контакта с матерью. Именно под влиянием поведения матери, в ответ на стимулы, создаваемые ею, происходит развитие и обучение ребенка. А не под влиянием черно-белых карточек!

    • На самых ранних этапах развития у ребенка есть способность к обучению, это способность новорожденного к имитации. И чтобы добиться такого эффекта, необходимо чтобы ребенок находился от лица матери на расстоянии 20-25 см. Именно на таком расстоянии новорожденный четко видит предметы (новорожденные близоруки) и именно на таком расстоянии находится лицо матери во время кормления грудью, что позволяет ребенку смотреть в глаза матери, наблюдать за ее мимикой и поведением.

     • По мере развития НС ребенка он постепенно овладевает различными двигательными или моторными умениями и навыками. Развитие моторного поведения заложено наследственной программой, но перед тем, как это произойдет, мозг должен научиться отдавать четкие команды мышцам. Чтобы это произошло, нервные отростки покрываются миелином, который обеспечивает передачу нервного сигнала вдоль волокна нейрона. Качество материнской заботы напрямую влияет на степень и качество развития нервной системы младенца. 


Сообщение подготовила Наталья Мендибаева студентка курса "Инструктаж по уходу за новорожденным" Королевской Академии Материнства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мамам и беременным об особенностях маленького ребенка

Каждая мама должна знать, что именно ОНА закладывает своим уходом базовое здоровье и степень развития ребенка. Но у современных мам нет пони...